1 этаж


ПАРАДНЫЙ ВЕСТИБЮЛЬ, АВАНЗАЛ

Массивная дверь роскошного парадного фасада, ориентированного на север, с особым причудливым переплетением в решении дверного полотна и расстекловки поверхности, делает ее изящной компонентой и блестящим дополнением ассиметричного входа в вестибюль.
Внутренняя отделка стен, фриза и плафона изобилует многочисленными декоративными элементами, выполненными в различной стилевой манере.
На живописных панно, изображены пейзажные парки с каскадами вод и прудами, итальянскими плаццо и прогуливающимися дамами в исторических костюмах XVIII века.

 

Вверху, в центральной части арки – замковый камень с изображением виде жука. Роспись плафона содержит несколько сюжетов, повторяющихся по периметру плафона и, как бы имитирующих зеркальное отражение, создающих насыщенный монохромный узор. В небольших по размеру изображениях представлены герои греческой и римской мифологии с их непременной атрибутикой.
Прекрасно сохранилась керамическая плитка пола в стиле модерн. Две мраморные ступени предваряют вход в аванзал, который венчает великолепная по красоте и роскоши, хрустальная люстра. Это просторное помещение является подобием парадного холла, из которого можно войти в Приёмную, Белый зал, подняться в жилые комнаты или спуститься цокольный этаж.

В начало

ГАРДЕРОБНАЯ

Одно из первых помещений дома, куда попадали гости и посетители – Гардеробная. Здесь сохранилась встроенная мебель в стиле модерн, созданная по эскизам Льва Кекушева. Оригинальны стилизованные крючки для одежды – каждый из них украшает головка богомола. В большинстве эти латунные крючки сохранились, недостающие были воссозданы по образцам. Привлекают внимание латунные чеканные вставки с изображением лотосов (кувшинок), характерных для стиля модерн. По периметру потолочного плафона – трафаретная роспись. Гости, сняв верхнюю одежду, могли пройти в Каминную – отдохнуть с дороги, обогреться у камина, выкурить трубку, побеседовать в ожидании аудиенции.

 

КАМИННАЯ

Главное место помещения отведено камину, выполненному из двухцветного мрамора. Венчает его большое зеркало, увеличивающее пространство Каминной.
На полке камина – каминные часы второй половины ХIХ в. С двух сторон от камина стоят китайские медные покрытые эмалью вазы с ручками в виде хамелиона. Привлекает внимание добротный буфет, выполненный в стиле неоренессанс. Интерьер Каминной дополняют картины. Особенную прелесть и уют комнате придаёт нежная роспись потолочного плафона.

 


В начало

ПРИЁМНАЯ

Традиционно, рядом с входом, располагалась деловая часть дома. Приёмная – небольшое проходное помещение перед кабинетом Михаила Васильевича Асеева. Здесь ожидали аудиенции посетители: управляющие, фабричные служащие, адвокаты, нотариусы. Потолочный плафон сохранил авторскую отделку – орнаментальную лепнину в стиле времён английской королевы Виктории. По периметру потолок отделан кессонами с живописными вставками – изображениями полевых цветов. Фриз выполнен в стилизованной цветочной орнаментике модерна. Дверные полотна декорированы изящными бронзовыми накладками. Дополняет интерьер Приёмной скромный мебельный гарнитур начала ХХ века.

 

КАБИНЕТ

Интерьер и отделка личного кабинета М. В. Асеева сохранились почти в полном объёме. Это респектабельное и, в то же время, достаточно строгое и сдержанное деловое помещение дворца, отражающее вкусы и мироощущение своего владельца. Здесь Михаил Васильевич принимал посетителей, решал важные производственные вопросы, подписывал деловые бумаги, читал. Интерьер Кабинета отличается тонким вкусом стиля и тщательной проработкой деталей. Стены и потолок отделаны кессонированными панелями из ценных пород дерева. Тончайшей резьбой в стиле ренессанс отделаны двери Кабинета и горизонтальная тяга, завершавшая деревянную облицовку нижней части стен.

 

Органично вписана в пространство сохранившаяся встроенная мебель: книжные шкафы, диван с расположенным над ним большим зеркалом. Они составляют стилистическое единство с деревянными стенными панелями. Самоценны в художественном отношении скульптурные резные детали декора книжных шкафов и полотна входной двери – это мастерски выполненные головы детей, женщин и мужчин-воинов в русских шлемах. Великолепное большое эркерное окно с типичным для модерна переплётом рамы создаёт мягкое освещение и уют в этом самом деловом помещении дома. На столе, расположенном в эркерной нише, интересны предметы, имеющие отношение к хозяину Кабинета: книга «Краткий курс суконного производства» с дарственной надписью автора, микрометр – аппарат для измерения толщины сукна.

 

Курительные принадлежности (трубка, пепельница в стиле модерн и костяной спичечный коробок) не случайны: в начале XX века отношение к курению очень лояльное и в помещениях, в частности, в кабинетах и хозяин, и посетители могли покурить, обсуждая волнующие их темы, уютно разместившись в креслах в эркере.
Массивный двухтумбовый стол хранит воспоминания о своём владельце. На рабочем столе М. В. Асеева можно увидеть почтовый конверт, найденный во дворце в ходе комплексных реставрационных работ. Письмо из Саратова адресовано «Его Высоко Благородiю Михаилу Васильевичу Асiъеву. Въ Новый домъ» и датировано 1905 годом. Бронзовый чернильный прибор с серебряной ручкой, респектабельная папка для бумаг, настольная лампа в стиле модерн с абажуром из зеленого стекла, телефонный аппарат являются предметами эпохи и атрибутами оформления рабочего кабинета успешного промышленника начала ХХ века.
Дополняют убранство кабинета бюсты из знаменитой «Галереи бронзовых бюстов всех российских князей, царей и императоров», созданной во второй половине XIX века на фабрике художественной бронзы Ф. Шопена в Санкт-Петербурге. Кабинет украшают пейзажи В. Д. Поленова и западноевропейских живописцев.

В начало
 

БЕЛЫЙ ЗАЛ

Самое большое и торжественное помещение первого этажа дома М. В. Асеева – Белый зал, из окон которого открывался прекрасный вид на набережную, был предназначен для торжественных приемов гостей, проведения балов, музыкальных вечеров, праздников. Парадно-дворцовый интерьер зала в стиле русского классицизма сохранился до наших дней. Роскошная лепнина по периметру потолка в виде крупных цветочных розеток придает особую нарядность и торжественность.
Полностью сохранился оригинальный фриз, представляющий собой пояс с ритмически повторяющимся изображением горящего факела с развевающимися лентами – символом знания и просвещения. Декор Белого зала носит в себе черты художественного почерка архитектора Льва Кекушева.

 

Орнаментированные позолоченной лепниной пилястры венчают женские головки. Изящные орнаментальные гирлянды, живописные лепные венки, медальоны украшают позолоченный плафон и стены Белого зала.
Прекрасно сохранился до наших дней и светлый паркет: оригинальный способ укладки паркетных досок создаёт объёмную форму; по периметру орнаментирован меандром из тёмных пород дерева и изящными розетками. Букраний (греч. бычья голова) – орнамент в виде стилизованного черепа, символ власти, силы, излюбленный орнамент стиля Ренессанс – изображён на паркете в проходах в каждую комнату.

В начало
 

ДИВАННАЯ

В соответствии с традициями дом делился на женскую и мужскую половины. Диванная комната относилась к женской половине дома и служила своего рода приемной, предваряющей будуар хозяйки дома – Марии Никаноровны Асеевой.
В небольшое пространство проходного помещения органично вписана сохранившаяся встроенная мебель, выполненная по чертежам Льва Кекушева. Между угловыми стеклянными горками для посуды расположен диван, над которым в массивной, богато декорированной тонкой резьбой раме помещено живописное панно с изображением просторного среднерусского пейзажа с цветущим летним лугом на первом плане. Изящным декором в виде цветочных гирлянд и венков отделаны деревянные панели горок для посуды.

 

Привлекает внимание нарядный потолочный плафон, расписанный орнаментом из белых лилий.
Украшением Диванной является коллекционный фарфор XVIII века: роскошные китайские вазы, тарелки Мейсенской фарфоровой мануфактуры, а также предметы чайного сервиза с изображением галантных сценок завода Гарднера XIX века.
Дополняет убранство Диванной изящный мебельный гарнитур XIX века с бронзовыми накладками в виде грифонов, выполненный в стиле русского классицизма.

МАЛАЯ ГОСТИНАЯ (БУДУАР)

Малая гостиная, или будуар, – парадное, праздничное помещение, эффектно отделанное в стиле рокайль, что весьма характерно для богатых особняков второй половины XIX - начала XX веков.
Сохранившийся потолочный плафон декорирован рокайльной позолоченной лепниной. Потолочные падуги отделаны золочёным декором, имитирующим сетку. В затейливых картушах размещены небольшие живописные панно с изображением цветочных букетов.
В верхней части глубокого эркерного оконного проёма Малой гостиной сохранилась ажурная металлическая вставка в стиле рокайль, которая поддерживала шторный карниз и уподобляла проём эркера театральному залу.

 

Гостиная обставлена изящной мебелью XVIII - XIX веков из ценных пород дерева; декорирована резьбой, интарсией, бронзовыми накладками, фарфоровыми медальонами. Силуэт горки, дамского секретера, комода создают волнообразные линии. Привлекает внимание роскошное консольное зеркало с мраморной столешницей, обрамленное позолоченной деревянной рамой с восхитительной резьбой в стиле рококо.
Дополняет убранство будуара русский и западноевропейский коллекционный фарфор XVIII - XIX веков: чайные пары, декоративные тарелки, кашпо, мелкая пластика.
Изысканность интерьера подчёркивают живописные полотна XVIII - XIX веков: «Итальянский пейзаж» английского художника Гарри Уилсона, «Бегство в Египет», «Итальянский пейзаж с руинами» неизвестных мастеров итальянской школы живописи.

В начало
 

БИЛЬЯРДНАЯ (МУЖСКАЯ КОМНАТА)

Из Белого зала через небольшой тамбур можно было войти в мужскую комнату: гости-мужчины могли провести время за игрой, разговорами, в то время как женщины общались между собой на половине хозяйки. Помещение прямоугольной формы украшают росписи плафона, исполненные в сдержанной цветовой гамме, дополненные изысканным лепным декором в центре, подчёркнутые удлинёнными и лаконичными пропорциями люстры, выполненной в лучших традициях стиля модерн и диктующей функциональную принадлежность комнаты.
Убранство помещения зонируется несколькими комплексами, состоящими из предметов мебели, характерной для периода начала XX века, украшенных декоративными элементами и многочисленными точёными деталями: книжного шкафа, массивного дивана, ломберного стола для игры в карты, большого стола, низких мягких кресел.

 

Интерьер украшают произведения, так называемой кабинетной скульптуры, ставшей особенно популярной в конце XIX - начале XX веков, выполненные мастерами Каслинского чугунолитейного завода. В центре оконного проема композиция «Джигитовка» одного из ярких представителей русской художественной школы скульптора Евгения Лансере, служит своеобразной доминантой интерьера, который дополнен превосходными образцами печатной гравюры со сценами охоты, созданными в XVIII веке известнейшим немецким художником-анималистом, живописцем и гравёром на меди Иоганном Элиасом Редингером.
Хозяин дома, Михаил Васильевич Асеев, будучи страстным охотником, являлся членом Тамбовского отдела Императорского охотничьего общества (1898) (впоследствии Отдела Императорского общества размножения охотничьих и промысловых животных и правильной охоты), и потому чучело бурого медведя в этой комнате не случайно: рассказывают, что Михаил Васильевич на одной из охот выследил зверя, была серьезная схватка, которая едва не закончилась гибелью охотника...

В начало
 

ПАРАДНАЯ СТОЛОВАЯ

Интерьерное решение Парадной столовой, выполненной в эстетике модерна – яркий образец авторского дизайна архитектора Льва Кекушева. Стены столовой отделаны сохранившимися дубовыми облицовочными панелями, декорированными по верхнему периметру элегантными медными вставками с геометрическим рисунком. Аналогично отделана встроенная мебель – большой и малые буфеты.
Стильно выполненные входные двери органично включены в деревянную обшивку стен. Их лаконичные дверные полотна украшены рельефными бронзовыми вставками с изображением мужских торсов. В правом нижнем углу каждой вставки мастер оставил свой своеобразный зашифрованный автограф – стилизованное изображение львиной головы.

 

Дерево служит главным материалом в отделке потолка. Темные поперечные потолочные балки разделяют выполненные на холсте изящные декоративные панно в виде ярких цветочных гирлянд по золотому фону. В центре потолка столовой изысканная люстра в виде овально изогнутой цветочной ветки со множеством бутонов – это ещё один замечательный пример авторского дизайна Л. Н. Кекушева.
В центре столовой стол, сервированный на две персоны предметами столового фарфорового сервиза конца XIX века.
В большом и малых буфетах представлен коллекционный фарфор Мейсенской мануфактуры и Императорского фарфорового завода XVIII - XIX веков. Дополняют убранство помещения натюрморты известных художников XVIII века: австрийца Иоганна Баптиста Дрехслера и итальянца Карло Маджини. Парадная столовая внутренней лестницей связана со служебными помещениями цокольного этажа, приватной зоной второго этажа. Окна выходят в парк, а через нарядную парковую лоджию с прихотливой системой лестничных сходов можно было выйти и в сам парк.

В начало
 



2 этаж

ПАРАДНАЯ ЛЕСТНИЦА

Парадная мраморная лестница ведёт из аванзала на второй этаж дома в Колонный зал-галерею и далее в приватную зону – комнаты членов семьи М. В. Асеева.
Оформление лестничного павильона отличается неповторимым «кекушевским» пластическим своеобразием и композиционной двойственностью. Белые мраморные плиты пола служат основанием двух эффектных лестничных маршей, начинающихся плавно закругленными забежными ступеньками. Это излюбленный прием зодчего, использованный им в оформлении самых известных московских особняков конца XIX - начала XX веков. Балясины ограждения лестницы выполнены в стиле раннего итальянского Ренессанса и дополнены бронзовыми элементами в стиле модерн.
На нижнем, богато декорированном лестничном устое расположен сохранившийся оригинальный бронзовый светильник, созданный по эскизам Льва Кекушева.
Пространство мраморной лестницы освещает высокое изысканное окно, из которого открывается чудесный вид на парк. Особой оригинальностью отличается оконный переплёт, увенчанный женской головкой Лорелеи. Изображение этого мифологического персонажа – ещё один характерный приём архитектурного декора великого зодчего. Свод над лестницей расписан античными сюжетами. По сторонам лестничных маршей – фриз, украшенный изящными античными барельефами. Над ним картуши, увенчанные головой древнегреческой богини цветов и весны Флоры.
Рама центрального дверного проема второго этажа выполнена с присущими Льву Кекушеву оригинальностью и изяществом. Дверное полотнище из ценных пород дерева демонстрирует разнообразие плавно изогнутых линий модерна. Стена над дверным проёмом также расписана античными сюжетами и выполнена в приглушённый цветовой гамме.

 

Из огромного окна открывается вид в парк, заложенный хозяином дома в 1906-1907 годах. В парке тех времён присутствовали экзотические породы деревьев: бальзамический и серебристый тополь, голубая ель и белая акация (большинство этих деревьев погибли во второй половине ХХ века). По легенде, рождение в семье Асеева дочери, отмечалось посадкой молодой ели, однако парк был заложен значительно позже рождения дочерей, поэтому некоторые краеведы утверждают, что Асеев посадил ели просто в честь своих дочерей, не привязывая посадку деревьев к датам их рождения.
При разбивке парка был сохранен черешчатый дуб, который растёт в парке и по сей день. Парк и старый дуб пользуются большой популярностью и любовью у горожан. В архивном фонде Тамбовского областного совета Всероссийского общества охраны природы имеется паспорт ботанического объекта «Дендрологический парк Тамбовского кардиологического санатория», расположенного в г. Тамбове на ул. Набережной, 22, на левобережной террасе долины реки Цны. В качестве землепользователя указан кардиологический санаторий, который принял охранное обязательство под № 67. Дендрологический парк был признан памятником природы областного значения согласно решению Тамбовского облисполкома № 524 от 6 декабря 1979 года, с охраняемой зоной площадью около 1 га, с условиями допустимого пользования – «сохранение экзотической растительности и деревьев-долгожителей».
17 сентября 2015 г. самому знаменитому в Тамбове «Дубу Асеева» присвоили официальный статус памятника живой природы всероссийского значения. Прибывшая в апреле 2014 года рабочая группа Сертификационной комиссии Всероссийской программы «Деревья-памятники живой природы» обследовала знаменитый дуб.

 

Специальным прибором резистографом проведено безопасное для дерева тончайшее сверление ствола. Замеры показали, что дерево ещё относительно крепко и может простоять много лет. Установленный возраст дуба – 217 лет. В обхвате дуб 5 метров 11 сантиметров, а его высота достигает 27 метров.

В начало
 

КОЛОННЫЙ ЗАЛ

Колонный зал-галерея – парадное и самое большое помещение второго этажа. Отделан в стиле классицизм; одиночные и сдвоенные колонны по периметру зала, отопительные приборы в виде колонн, расписанные позолотой.
Восточная часть зала освещена высокими окнами, а западная – стеклянным куполом – световым фонарём. Конструкция состояла из внешней стеклянной пирамиды на металлическом каркасе и расположенного под ней сводчатого потолка, собранного из объемных стеклоблоков. По обе стороны зала размещались примерно равные по площади комнаты членов семьи.
Зимой 1945 года здание пострадало от сильного пожара. Сгорели кровля, перекрытия и потолки. Сильно пострадали от огня росписи плафонов.

 

Несмотря на тяжелое положение послевоенных лет, в конце января 1946 года облисполком постановил срочно приступить к восстановлению здания. Вместе с восстановлением памятника истории произошло и искажение интерьера здания: так, в частности, в его оформление были внесены символы революционного и советского времени. В Колонном зале на стенах появились медальоны с барельефами Ленина и Сталина (в позднейшее время они были убраны).

В начало
 
О музее