Экспозиция «Н. М. ШЕВЧЕНКО – ХУДОЖНИК И ДРУГ М. В. АСЕЕВА»

Николай Михайлович Шевченко
(1857, м. Шаулиха Полтавской губ. – 20.12.1933, Тамбов) – один из наиболее известных мастеров изобразительного искусства, работавших в Тамбове в предреволюционное время и в первые годы советской власти. Выставка произведений из собрания Тамбовской областной картинной галереи даёт представление о ярком, самобытном творчестве живописца, графика, стоявшего у истоков формирования художественной жизни в Тамбове.
Н. М. Шевченко родился в дворянской семье. Окончил Полтавскую военную гимназию и Павловское военное училище, учился в военной академии. Посещал в качестве вольноприходящего ученика Петербургскую Академию художеств по батальному классу профессора Б. П. Виллевальде.

 

Участник русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В Тамбов прибыл в составе кавалерийской бригады запаса в середине 1890-х годов. В 1905 году вышел в отставку и посвятил себя творческой деятельности.
Творчество художника отражает своё время выразительным, самобытным языком. Основными жанрами в его творчестве можно назвать портрет (талант портретиста создал ему славу «тамбовского Крамского», «певца Тамбова») и пейзаж, однако на выставке можно увидеть и ряд тонких, выразительных по цвету натюрмортов «Сирень.1931», «Розы в кружке» и др. «Портрет мальчика в матроске», «Портрет М. П. Сметаниной, жены композитора Г. А. Сметанина», «Портрет А. Н. Нестерова, брата художника А. Н. Нестерова», «Автопортрет», «Портрет Асеева студента» (на портрете изображен старший сын М. В. Асеева Михаил) привлекают сдержанной цветовой гаммой, простотой композиционных решений, мягкими тональными переходами, аккордами розовых, бледно-голубых, коричневатых тонов.
Михаил Васильевич Асеев всемерно оказывал поддержку Николаю Михайловичу Шевченко. Этих, казалось бы столь разных людей, соединил общий интерес – оба были страстными охотниками. Дружба была достаточно крепкой, поскольку на территории усадьбы М. В. Асеева в 1910 году появляется оригинальный деревянный дом, обложенный кирпичом, - дом Н. М. Шевченко. Предполагается, что автором проекта был сам художник, пользовавшийся помощью друзей архитекторов Диамандиди и Фреймана. Своеобразный домик в стиле модерн ассиметричной формы с четырехгранной башенкой и шпилем просуществовал до 1977 года. Он располагался по центральной оси асеевского дома, выгодно дополняя композицию усадьбы и своею простотою нисколько не нарушал ее пышности. Дом отделялся от основной усадьбы естественной оградой из высокого кустарника и широкой полосы цветника, протянувшегося с востока на запад от ограды до парковых насаждений. Эта система разделения существовала вплоть до 50-х годов XX века.
Дом Шевченко, стал подлинным художественным центром Тамбова. В нем часто собирались художники, педагоги, врачи. Бывал в этом доме и один из ведущих художников «Мира искусств» Мстислав Добужинский, приезжавший в Тамбовскую губернию навестить мать. Одну из своих графических работ он оставил в мастерской Шевченко на память о встречах.
В 1919-1923 гг. Н. М. Шевченко преподавал в художественных мастерских, созданных на базе губернской рисовальной школы. Лишенный прав как бывший дворянин и офицер, работал оформителем на пороховом заводе в пригородном поселке (ныне г. Котовск). Похоронен на Петропаловском кладбище г. Тамбова.

В начало