Экспозиция «ИСТОРИЯ И СУДЬБА РОДА АСЕЕВЫХ»

Центральное место в экспозиции занимает панно с изображением древа рода Асеевых, на котором представлены родственные связи четырёх поколений купеческой династии ХIX-XX веков.
Впервые представлены малоизвестные архивные документы и предметы из музейных собраний Тамбова, Рассказово, Моршанска.
Экспозиция зала включает архивные и документальные материалы, записи из метрических книг: о венчании 20 февраля 1853 года «тамбовского мещанина Василия Агафоновича Асеева с государственной крестьянкой Екатериной Егоровной Казадаевой...», венчании 16 января 1891 года «...врача Михаила Васильевича Асеева с тамбовской купеческой дочерью Марией Никаноровной Протопоповой, а также крещении 23 июля 1893 года их сына Михаила.

 

Экспозиция зала включает архивные и документальные материалы, записи из метрических книг: о венчании 20 февраля 1853 года «тамбовского мещанина Василия Агафоновича Асеева с государственной крестьянкой Екатериной Егоровной Казадаевой...», венчании 16 января 1891 года «...врача Михаила Васильевича Асеева с тамбовской купеческой дочерью Марией Никаноровной Протопоповой, а также крещении 23 июля 1893 года их сына Михаила.
История третьего поколения рода Асеевых – двоюродных братьев Михаила и Василия тесно переплетена с историей их семейных гнёзд – великолепных особняков в Рассказово и Тамбове. Обращают на себя внимание неизвестные широкой публике фотографии домов, план владений Василия Тихоновича Асеева в с. Рассказово, а также фотографии владельцев «Торгового Дома бр. Асеевых» и членов их семей.
Впервые можно увидеть фотографию старшей дочери Михаила Васильевича Асеева Екатерины (в замужестве княгини Ишеевой), документы связанные с её обучением в Александринском институт благородных девиц.
Несомненный интерес представляют проекты гербов рода Асеевых, составленные петербургским геральдистом В. Е. Белинским в 1915 году в связи с возведением М. В. Асеева «...с потомством в дворянское достоинство...».
Экспозиция впервые знакомит с судьбами некоторых представителей третьего и четвёртого поколений рода Асеевых, покинувших Россию после революционных событий 1917 года и рассеявшихся по городам старой Европы и Нового Света.
М. В. Асеев поселился в православной Сербии, в Белграде. В 2015 году была найдена могила Михаила Васильевича. Он скончался в 1933 году и похоронен на русском кладбище в Белграде.
Иконы архангела Гавриила и Иоанна Предтечи – напоминание о безвозвратно утраченной Родине.
Экспозиция следующего зала знакомит с ученическими годами М. В. Асеева в Тамбовской министерской мужской гимназии. Впервые представлены архивные документы – «Журнал комиссии устного испытания зрелости по Истории и географии» и Аттестат зрелости, датированные 1879 годом.
Особый интерес представляют фотопортреты из альбома «Врачи, окончившие курс в Московском Университете в 1884 году», посвященного 15-летию выпуска. Примечательно, что пять выпускников Тамбовской мужской гимназии – М. В. Асеев, А. В. Брюзгин, М. М. Белоглазов, А. П. Виноградов, А. О. Петэн поступили на медицинский факультет. Сокурсником тамбовских студентов-медиков был А. П. Чехов.
Экспозиция знакомит с профессиональным становлением и деятельностью врачей «Чеховского курса». Одним из соучеников и единомышленников Михаила Васильевича был Александр Осипович Петэн, который с 1892 года возглавил больницу суконной фабрики торгового дома «Бр. М. И В. Асеевы» в с. Рассказово Тамбовской губернии. Впервые представлены фотографии из семейного архива Петэнов: ближайших родственников, дочери Елизаветы и её мужа доктора П. Донского, который также работал в больнице суконной фабрики Асеевых.
Экспозицию зала дополняют предметы, бытовавшие в медицинских учреждениях начала ХХ века: стетоскоп, флаконы для лекарственных препаратов, документы, свидетельствующие о деятельности А. О. Петэна.
М. В. Асеев большое внимание уделял социальной сфере своих предприятий. Помимо больницы для рабочих, детского приюта, школы, Михаилом Васильевичем были организованы театр и оркестр.
Книги расходов братьев Асеевых содержат статьи финансирования на приобретение театральных декораций, костюмов, музыкальных инструментов, а также оплату дирижёра оркестра. В экспозиции представлены афиши спектаклей, концертов Театра братьев Асеевых, фотография музыкантов духового оркестра.
Обращают внимание редкие фотографии, запечатлевшие лица служащих и работниц фабрики, главного бухгалтера производства И. Маркова. 

В начало