АРХИТЕКТУРА ОСОБНЯКА   М. В. АСЕЕВА

Дом стал образцом столичного вкуса и жизненного уклада в Тамбове, а также предметом подражания для ближайшего окружения его владельца. Более того, с его строительством в 1905 г. в архитектуре города распространился стиль модерн, имевший, таким образом, московскую ориентацию.
Как отмечает в своей книге «Московский архитектор ЛЕВ КЕКУШЕВ» доктор искусствоведения, известный учёный в области истории русского искусства и архитектуры XVII – начала ХХ вв. Мария Владимировна Нащокина:
«Тамбовский особняк – образец архитектурного ансамбля здания, спроектированного и построенного Л. Н. Кекушевым (к тому же сохранившегося лучше всех известных его построек)...»

 

Тамбовский дом М. В. Асеева – самое насыщенное разнообразным декором произведение Льва Кекушева. Именно в Асееве зодчий, чаще работавший по заказам строительных обществ, наконец, обрёл состоятельного заказчика, готового понести значительные расходы на богатую и эксклюзивную отделку своего жилища. Именно в этой работе зодчему удалось создать целостный ансамбль интерьеров, насыщенных многими уникальными элементами, созданными по эскизам мастера: деревянными отделками, встроенной мебелью, осветительной арматурой, декоративной живописью и тонкой разнообразной лепниной.
Внешняя и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями... Криволинейные формы модерна соседствуют в ней со множеством ордерных элементов, которые в таком количестве, пожалуй, найдешь только в одном его произведении – «Метрополе».
Экстерьер дворца в целом эклектичен, однако все элементы представленных архитектурных стилей (барокко, классицизма, модерна) изысканно и гармонично сочетаются между собой, создавая неповторимый эффект.
Как внешняя, так и внутренняя отделка постройки изобилует декоративными деталями, множеством элементов, характерных для архитектуры итальянского ренессанса: декоративные обрамления арочных окон, карнизы, декоративные венки, грифоны, гирлянды из лепных украшений (фестоны), веерообразные растительные орнаменты (пальметты).

 

М. В. Нащокина также отмечает: «Тщательность прорисовки всех деталей, в большинстве своем имеющих аналогии в творчестве Кекушева, свидетельствует о его непосредственном участии в разработке всех шаблонов постройки. Все фасады сооружения имеют одновременно черты симметрии и асимметрии, но эти противоречия, свойственные многим его произведениям, не заметны благодаря разнообразию декорации, в целом создающей яркое, цельное впечатление. Здесь и затейливые картуши и девичьи головки, и розетки, и, конечно, львиные морды, представленные буквально повсеместно. Любопытно, что часть аттиков, выполненных в виде аркады между высокими пилонами с остроконечными декоративными навершиями, очень напоминает аналогичную деталь на крыше гостиницы «Метрополь», в иных московских строениях не встречающуюся. Кекушеву было совершенно не свойственно заимствовать элементы из работ других архитекторов, поэтому наличие этих необычных, запоминающихся аттиков-аркад в его авторской постройке косвенно подтверждает его авторство и для аркад «Метрополя».
П-образный дом несколько напоминает в плане традиционные особняки классицизма. Роскошный подъезд к дому – богато отделанный одноэтажный объем, крыша которого служит балконом при комнатах на втором этаже. На главном фасаде дома, обращенном на берег канала р. Цны, красуется массивная угловая башня, увенчанная декоративной вазой.
Со стороны парка дом представлен красивой лоджией, крыша которой также одновременно служила балконом для помещений второго этажа, а лестничные сходы выводят в сам парк.
Интерьеры дома, со многими дошедшими до нашего времени элементами первоначальной отделки, удивляют и восхищают своим разнообразием и роскошью.

 


В начало